EMBER_CLI_FASTBOOT_BODY

Археология фольклора: мифологические мотивы на карте мира

Play
Current Time 0:00
/
Duration Time 0:00
Remaining Time -0:00
Stream TypeLIVE
Loaded: 0%
Progress: 0%
00:00
Fullscreen
00:00
Mute
Playback Rate
  • 2x
  • 1.75x
  • 1.5x
  • 1.25x
  • 1x
  • 0.75x
  • 0.5x
1
Chapters
  • Chapters
Play
To watch this video please visit https://stepik.org/lesson//step/

About the course

В мире записаны многие десятки тысяч фольклорных текстов. Под фольклором я имею в виду не только развернутые тексты (сказки, легенды, былички и др.), но и разного рода народные верования типа представлений о небесных светилах и атмосферных явлениях (радуге, солнце, луне, созвездиях и т.п.).

Фольклористика подходила к фольклору некоторой данной традиции как к своеобразному коду, который нуждался в интерпретации и позволял, например, соотнести содержание фольклорных текстов и некую этнографическую реальность. Этот подход подход оказался не очень продуктивен, а рассмотрение мирового фольклора как целого до сих пор было вне фокуса внимания. Между тем, весь массив известных нам текстов содержат огромный объем информации. О чем она?

Проблема интерпретации большого количества данных касается не только фольклора, но и вообще массового материала по человеческой культуре — например, данных об одежде, пище, жилище, верованиях, обычаях — обо всем, что изучают антропологи в разных обществах. Попытка работать с большим массивом этнографических материалов была предпринята в середине ХХ века Джорджем Мёрдоком. В результате сведения, взятые из многих сотен этнографических описаний разных культур мира, оказались расклассифицированы с опорой на каталог признаков, элементов культуры. Туда попадают, среди прочего, и позы, которые характерны для представителей различных культур, и идеал телесной красоты, и использование ароматов, и ритмы в танцах, и, например, данные о том, подвергают ли в этом обществе стерилизации людей с отклонениями.

Данные по фольклору и мифологии в базу данных Мердока не включены. Моя задача была восполнить эту лакуну. Первоначально, в начале 1980-х годов, речь шла об обработке данных по мифологии и фольклору Южной Америки, потом — Центральной Америки и Мексики, потом — Северной Америки, ну и потом уже все остальное.

Накладывая на карту данные о распределении мотивов и образов (элементов фольклора), мы можем с некоторой вероятностью определить направление культурных контактов в отдаленном прошлом и даже представить себе, как шло заселение больших территорий. В этом курсе я познакомлю вас с основными принципами, которые легли в основу составляемой базы данных по мировому фольклору. Мы увидим, как с этой базой можно работать, и на нескольких примерах станет понятно, какого рода закономерности можно проследить на этом материале.

Instructors

  1. User picture
    Юрий Евгеньевич Березкин
    Европейский Университет в Санкт-Петербурге
    Доктор исторических наук, заведующий отделом Америки МАЭ РАН, профессор факультета антропологии ЕУСПб. В научные интересы входят: древние миграции и культурные связи, заселение Америки, сравнительная мифология, ранние сложные общества.

Reviews

Rated:  5
Познавательный и действительно интересный курс.
Anonymous 40157016 March 20, 2018 link
Rated:  5
Добрый день! Огромное спасибо за курс! Спасибо за возможность возвращаться к занятиям по мере появления времени и возможностей. Спасибо за разбивку на небольшие кусочки. Спасибо за множество дополнительных материалов. Интереснее всего для меня оказался раздел про трикстера. Мир примет, мифов, сказок, баек сделался за время обучения ярче, глубже и многограннее. Думаю и в будущем время от времени возвращаться к просмотренному и прочитанному здесь. С уважением, Татьяна Разумова
Rated:  5
Очень необычный курс для этой платформы, т.к. тут больше негуманитарных курсов, но этот был очень даже хорош. Единственный большой минус в том, что не работала карта мифов, которая была необходима для выполнения заданий.
Play
Current Time 0:00
/
Duration Time 0:00
Remaining Time -0:00
Stream TypeLIVE
Loaded: 0%
Progress: 0%
00:00
Fullscreen
00:00
Mute
Playback Rate
  • 2x
  • 1.75x
  • 1.5x
  • 1.25x
  • 1x
  • 0.75x
  • 0.5x
1
Chapters
  • Chapters
Play
To watch this video please visit https://stepik.org/lesson//step/
4.8 All reviews

Исследование мирового фольклора позволяет увидеть распространение отдельных фольклорных мотивов в разных традициях и сделать выводы о таких культурных контактах и миграциях, о которых у нас мало иных свидетельств.

Workload:
2–4 часа в неделю
Expected time to complete:
9 hours
Language:
Русский
Certificate:
Европейский Университет в Санкт-Петербурге
Certificate condition: 65 points
With distinction: 72 points

About the course

В мире записаны многие десятки тысяч фольклорных текстов. Под фольклором я имею в виду не только развернутые тексты (сказки, легенды, былички и др.), но и разного рода народные верования типа представлений о небесных светилах и атмосферных явлениях (радуге, солнце, луне, созвездиях и т.п.).

Фольклористика подходила к фольклору некоторой данной традиции как к своеобразному коду, который нуждался в интерпретации и позволял, например, соотнести содержание фольклорных текстов и некую этнографическую реальность. Этот подход подход оказался не очень продуктивен, а рассмотрение мирового фольклора как целого до сих пор было вне фокуса внимания. Между тем, весь массив известных нам текстов содержат огромный объем информации. О чем она?

Проблема интерпретации большого количества данных касается не только фольклора, но и вообще массового материала по человеческой культуре — например, данных об одежде, пище, жилище, верованиях, обычаях — обо всем, что изучают антропологи в разных обществах. Попытка работать с большим массивом этнографических материалов была предпринята в середине ХХ века Джорджем Мёрдоком. В результате сведения, взятые из многих сотен этнографических описаний разных культур мира, оказались расклассифицированы с опорой на каталог признаков, элементов культуры. Туда попадают, среди прочего, и позы, которые характерны для представителей различных культур, и идеал телесной красоты, и использование ароматов, и ритмы в танцах, и, например, данные о том, подвергают ли в этом обществе стерилизации людей с отклонениями.

Данные по фольклору и мифологии в базу данных Мердока не включены. Моя задача была восполнить эту лакуну. Первоначально, в начале 1980-х годов, речь шла об обработке данных по мифологии и фольклору Южной Америки, потом — Центральной Америки и Мексики, потом — Северной Америки, ну и потом уже все остальное.

Накладывая на карту данные о распределении мотивов и образов (элементов фольклора), мы можем с некоторой вероятностью определить направление культурных контактов в отдаленном прошлом и даже представить себе, как шло заселение больших территорий. В этом курсе я познакомлю вас с основными принципами, которые легли в основу составляемой базы данных по мировому фольклору. Мы увидим, как с этой базой можно работать, и на нескольких примерах станет понятно, какого рода закономерности можно проследить на этом материале.

Requirements

Желательно, хотя и не обязательно, иметь представление о различных жанрах фольклора и фольклористике. Эти знания не пригодятся напрямую, потому что курс рассказывает совсем о другом, но будут полезны. Знание этнической карты мира поможет воспринять информацию, но всегда можно воспользоваться картой.

Target audience

Студенты средних и старших курсов, а также аспиранты, интересующиеся антропологией, изучением фольклора и мифологии. Все, кто с увлечением читал мифы и сказки народов мира и готов посмотреть на их содержание глазами исследователя.

This course is entirely free. All content is available now.